Интеллект – способность создавать условные связи (ассоциации) высокого уровня, накапливать их, систематизировать и сохранять, а затем использовать в необходимое время для решения новых задач.
Основу интеллекта (ума) составляет мышление, предпосылками интеллекта являются внимание, память, речь, моторика, познавательная активность и работоспособность.
Нарушение познавательной деятельности и плохая успеваемость в школе может быть обусловлена разными группами причин. Это травмирующие ребенка семейные проблемы, завышенные требования и ожидания со стороны родителей, неразвитость волевой сферы (не заставить себя), скучное и нудное преподавание предметов, нарушение отношений со сверстниками и/или педагогами и серьезные нарушения интеллекта.
Таким образом все причины неуспеваемости можно условно разделить на психологические и собственно интеллектуальные проблемы.
Психологические проблемы описаны в других рубриках проблем нашего сайта (см. Переживание страхов, ощущение упадка сил, раздражительности; Супружеские конфликты, измены и угроза развода, переживание расставания; Трудности взаимодействие родителей с детьми, в том числе взрослыми; Капризный ребенок; Непослушный ребенок).
К серьезным нарушениям интеллекта относится общее психическое недоразвитие (умственная отсталость), задержки психического развития и деменции (приобретенное слабоумие). Эти состояния имеют разные причины, проявления и прогноз.
Общее психическое недоразвитие (умственная отсталость, олигофрения) – это наследственное, врожденное или рано приобретенное (до 3 лет) слабоумие, которое развивается после повреждения мозга во время беременности, во время родов или до 3 лет, когда мозг еще не сформирован.
Умственная отсталость не прогрессирует, но и значительно не улучшается, при ней возможна лишь небольшая положительная динамика, связанная с ростом и обучением.
Причины этого состояния очень разнообразны, проявление также имеют много вариантов, включая степень (тяжесть) интеллектуального недоразвития.
Задержки психического развития (ЗПР) – это различные по причинам, клиническим проявлениям и особенностям динамики состояния легкой интеллектуальной недостаточности. Занимают промежуточное положение между интеллектуальной нормой и олигофренией.
Задержки психического развития возникают вследствие психофизического инфантилизма, при истощающих заболеваниях раннего детства, нарушениях развития речи, у слабовидящих и глухих, при семейно-педагогической запущенности.
При ЗПР всегда наблюдается положительная динамика в развитии, часто достигая возрастной нормы, если своевременно оказана медико- педагогическая помощь, прежде всего необходимы правильное обучение и воспитание.
Деменция – это приобретенное слабоумие, которое характеризуется полной или частичной утратой приобретенных навыков и опыта.
В детском возрасте деменция чаще всего возникает в результате тяжелых травм или инфекций головного мозга или в процессе прогрессирования психических заболеваний (шизофрении или эпилепсии).
Для диагностики состояний с нарушением интеллекта необходима комплексная диагностика с участием детского психиатра, психолога, дефектолога и других узких специалистов.
Коррекция при нарушениях интеллекта заключается прежде всего в правильном подборе образовательного учреждения, программ обучения и адекватном сопровождении ребенка детским психиатром, психологом и педагогом-дефектологом.
Подбор образовательного учреждения и образовательной программы является экспертным заключением и проводится в специальных государственных структурах (медико-психолого-педагогических комиссиях).
В нашей клинике проводятся коррекционные занятия по развитию мышления, памяти, внимания и работоспособности у детей, а также консультирование родителей по вопросам психического развития и воспитания детей с нарушением интеллекта. Кроме того, наши специалисты проводят психологические занятия по подготовке детей к школе.
Ваш ребенок испытывает трудности в познание мира, затрудняется в выполнении в школе и дома заданий или навыков самообслуживания? Он в чем-то отличается от сверстников, вы порой не понимаете, что он хочет? За этими трудностями порой стоят простые или сложные проблемы развития в целом или отдельных познавательных функций. Приходите, мы выявим эти проблемы и во многих случаях сможем помочь ребенку развить отстающие навыки и умения. Обязательно научим Вас как действовать в создавшейся ситуации!
Ваш ребенок испытывает трудности в познание мира, затрудняется в выполнении в школе и дома заданий или навыков самообслуживания? Он в чем-то отличается от сверстников, вы порой не понимаете, что он хочет? За этими трудностями порой стоят простые или сложные проблемы развития в целом или отдельных познавательных функций. Приходите, мы выявим эти проблемы и во многих случаях сможем помочь ребенку развить отстающие навыки и умения. Обязательно научим Вас как действовать в создавшейся ситуации!