Из книги: Шац И. К. Больной ребенок и его семья: формы и возможности психологи­ческой помощи : учебное пособие / И. К. Шац. - Санкт-Петербург : СпецЛит, 2016. - 303 с.

  1.1.1.       Характеристики кризиса Определение кризиса. Кризисы неизбежные спутники человеческой жизни. Кризис - это реакция на опасные события, которая переживаем как болезненное состояние. Кризис несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Специалисты используют слово кризис, когда имеют дело с чрезвычайной, вызывающей стресс, ошеломляющей ситуацией. В понятие кризиса входят: высокое психическое напряжение, информационная неопределенность, потенциальная возможность роста и развития. Кризис можно характеризовать как ситуацию невозможности, невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) [Перри Г., 1995]. Кризисы - это события с неопределенным исходом и сопряженные с опасностью потерь. У испытывающего кризис человека возникают сомнения относительно привычных для него ценностей и целей. Переживающему кризис человеку необходимо принять решение и адаптироваться к новым условиям, что может вызвать у него чувство беспомощности, вести к изменениям в поведении и переживаниях. Вместе с тем создаются предпосылки формирования новой жизненной ориентации. Таким образом, кризис - это: ·           внутреннее состояние человека, реагирующего на стресс, когда все другие нормальные способы, позволяющие справиться с ситуацией, не помогают; ·           очень сильное нарушение внутреннего равновесия человека, которое требует разрешения или оно может стать настоящим несчастьем, и в результате привести к тяжелым психологическим последствиям; ·           ситуация, при которой требуются немедленные действия извне при участии кого-либо для того, чтобы предотвратить возможность нанесения себе вреда или даже смерти. Кризис означает «развилку на дороге» или поворотную точку. Это подразумевает напряженное, тревожное состояние, которое не может переноситься безразлично. Кризис ограничен во времени: что-то должно измениться, нельзя оставаться в кризисе постоянно. Решение любого кризиса может быть достигнуто только решимостью на какое-либо действие [Перри Г., 1995] Кризисная ситуация может проявляться в различных формах, то, что является кризисом для человека, который обратился за помощью, может показаться для специалиста не таким уж серьезным. Обычно человек может самостоятельно преодолеть кризисное состояние. В начале кризиса усиливаются напряжение и тревога, затем активизируются стратегии решения проблем. Для разрешения кризиса и облегчения состояния используются все психологические и физические ресурсы. В этот период человек восприимчив к самой минимальной помощи и может извлечь значительную пользу из простой поддержки и внимательного отношения. Поэтому кризисное состояние не входит в категорию болезненных нарушений, это - нормальная реакция человека на жизненные невзгоды. В процессе преодоления кризиса человек может приобрести новый опыт, расширить диапазон адаптивных реакций. С другой стороны, в том случае, если человек склонен реагировать на кризис дезадаптивными реакциями, кризис может углубиться. Кризисы различаются по: длительности, интенсивности, по содержанию. 
Виды кризисов. По содержанию различают: невротические кризисы, кризисы развития, травматические кризисы. Предпосылки для возникновения невротических кризисов складываются еще в раннем детстве. Невротические кризисы могут развиваться даже при отсутствии воздействия каких-либо внешних раздражителей, травмирующих событий, перемен. Кризисы развития или возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой. Возрастные кризисы связаны с системными преобразованиями и сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Возрастные кризисы относительно небольшие по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, когда личность человека приобретает новое психологическое качество (новую психологическую модальность). Возрастной кризис естественный процесс, необходимый элемент развития личности и ее социализации. Форма, длительность и острота возрастного кризиса может значительно варьировать в зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности, макро- и микросоциальных условий.       Травматические кризисы возникают в ответ на психотравмирующую ситуацию и зависят от ее личностной оценки и степени субъективной значимости. Травматические кризисы вызываются экстремальными ситуациями, приводящими к серьезным негативным последствиям, то есть ситуациями угрозы потери здоровья или жизни (природные и техногенные катастрофы, дорожные аварии, нападения, несчастные случаи, тяжелые заболевания и т. п.). Подобные события, независимо от их результатов, существенно нарушают базовое чувство безопасности человека и могут приводить к развитию болезненных состояний - травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств. К наиболее тяжелым и опасным острым психологическим реакциям относится суицид. К травматическим кризисам также относят: кризис лишения, экзистенциальный кризис. Кризис лишения вызывается потерей близкого человека (картина острого горя) [Линдеманн Э., 1984]. Кризис лишения переживается как частичная утрата самого себя, утрата части собственной личности, состоящей из значимого другого.       Экзистенциальный кризис связан с утратой смысла существования, потерей наиболее значимых ценностей и целей в жизни, пересмотром, ревизией жизненной системы координат. Экзистенциальный кризис может неоднократно повторяться в течение жизни человека, часто совпадает с кризисом середины жизни (33 года); может наблюдаться и в другие периоды (около 40 лет). Экзистенциальный кризис проявляется повышенной уязвимостью, сниженной самооценкой, картина мира дестабилизируется; рушится, нарастает неопределенность. 
Стадии кризиса. Выделяют следующие стадии кризиса: ·           первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем; ·           дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными; ·           еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников; ·           если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности. Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение. В практической работе выделяют следующие стадии кризиса (Metro Crisis Line, г. Портленд (штат Орегон), США): ускорение событий, дезорганизация, поворотная точка, реорганизация, восстановление. Ускорение событий ощущаются человеком внешние или внутренние события становятся слишком сильными, возникает первичное напряжение, спровоцированное  проблемой. Человек понимает, что он с чем-то не смог справиться, используя имеющиеся ресурсы (модели поведения, обращения к доверенным лицам и т.п.). Если эта работа с собственными ресурсами проходит для человека с пользой или приносит успокаивающий эффект, то кризис проходит. Стадия дезорганизации начинается, если привычные ресурсы не помогают, то начинается кризис. На этой стадии чувство дискомфорта и тревожности возрастают, т.е. напряжение увеличивается и человек обращается к ресурсам второго уровня. Ресурсы второго уровня люди не так известные в этом качестве, но имеющие подобные возможности (знакомые, священники, социальные работники). Если и эти возможности не срабатывают, то увеличивающееся чувство беспомощности, личной несостоятельности, понижение самооценки, приводит к еще большему нарастанию напряжения. Поворотная точка в кризисе характеризуется дальнейшее нарастание напряжения, вызванное неудачными попытками по мобилизации ресурсов для решения проблемы. Поэтому по мере развития личностного кризиса человек, от уже известных ресурсов и больше зависящих от него, обращается к неизвестным ранее источникам помощи, к ресурсам третьего уровня, т. е. к неизвестным ранее людям и социальным институтам (кризисные центры, Телефоны Доверия). Именно на этой стадии возникает суицидальный риск или суицидальные попытки. Обращение к разным людям на стадии дезорганизации или поворотной точки дает возможность оказать разнообразную помощь. Если кто-то вмешается на этих стадиях, то можно прийти к разрешению кризисной ситуации. При условии эффективности помощи начинается стадия реорганизации. На этой стадии клиенту помогают разобраться и понять свои чувства, в результате такой работы человек этого он успокаивается и снова приобретает возможность контролировать свои эмоции. На этой стадии в ходе взаимодействия формируется истинное доверие между клиентом и консультантом, и тогда можно в работе сосредоточиться на событиях, спровоцировавших кризис. Человеку нужно помогать в нахождении новых ресурсов, внешних или внутренних, или рассмотреть заново те возможности, которые, казалось бы, провалились. Теперь клиент решает, что ему делать. Далее кризис заканчивается восстановлением. На этой стадии человек восстанавливает нормальный уровень функционирования и ощущение жизненной стабильности. Такова краткая характеристика психологического кризиса.