Эта рубрика нашего сайта освящает различные аспекты помощи детям разного возраста в различных ситуациях. Здесь мы будем публиковать работы наших сотрудников и других коллег, для того чтобы родители лучше представляли проблемы своих детей, понимали когда детям необходима психологическая помощь, консультация психолога, психотерапевта, а каких случаях необходима семейная психотерапия или психологическое консультирование. Опубликованные материалы помогут понять родителям,  куда и когда надо обращаться за помощью к специалистам для оказания индивидуальной и семейной психологической (психотерапевтической) помощи

И.К. Шац, В.В. Коваленко
Некоторые особенности развития детско-родительских отношений в ситуации развода родителей

Ленинградский Государственный университет имени А.С.Пушкина, психотерапевтическая клиника «Семейный круг», Санкт-Петербург

Детско-родительские отношения влияют на различные стороны развития ребенка, главным образом, на формирование его индивидуальных особенностей, социальное развитие и психологическое благополучие. Семья является жизненно необходимой средой для развития и воспитания ребенка. Влияние семьи осуществляется и проявляется в усвоении модели родительского поведения, формировании поло-ролевых установок, накоплении социального опыта и общения - это далеко неполный список влияний семьи на личность ребенка (Шнейдер Л.Б., 2007). Эти сложные задачи могут быть выполнены в полной мере и хорошо, если семья гармоничная и полная.
Влияние развода родителей на ребенка огромно и часто приводит к необратимым последствиям. Решению родителей развестись часто предшествует растянувшийся на несколько лет период жизни, который формирует поведение и может привести к значительным нарушениям психологического и социального развития ребенка, к серьезным проблемам в отношениях детей и родителей. Негативная атмосфера в такой семье определяет дальнейшее развитие ребенка (Бахарева К.С. 2009). Вместе с тем, такие изменения в жизни семьи, как развод, могут способствовать развитию ребенка, формированию большей самостоятельности и независимости, достижению зрелости (Фурманов И.А., Фурманова Н.В., 2004). Очевидно, что развод в любом случае приводит к различным изменениям в семье, изменяются взаимоотношения между детьми и родителями, это, прежде всего, выражается в смене стиля родительского воспитания. 
В специальной литературе описаны разные стили (типы) родительского воспитанияИсследования стилей семейного воспитания ведутся в различных направлениях: изучается их структура, выявляются и описываются типы родительских отношений, рассматриваются взаимосвязи отдельных способов воздействия и стилей семейного воспитания с особенностями развития ребенка. Большинство классификаций представляет собой описание аномальных типов родительского отношения к ребенку, негативно влияющих на его психическое развитие. Общим для всех классификаций является признание того, что при условии неадекватного воспитания дети испытывают в семье состояние личностной депривации, понимаемой как недостаточность или неудовлетворенность существенных потребностей. Исследователи (Эйдемиллер Э.Г., 1996; Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., 2001) выделяют в процессе воспитания несколько параметров воспитательного процесса Прежде всего, это уровень протекции, который оценивается по тому, сколько сил, внимания и времени уделяют родители собственно ребенку. Очень важной характеристикой является степень удовлетворения родителями материально-бытовых и духовных потребностей ребенка. Авторы подчеркивают, что эта характеристика семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, так как характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Не менее важным для воспитания являются количество и качество требований к ребенку в семье. Требования к ребенку делятся на обязанности ребенка (учеба, самообслуживание, домашние обязанности, помощь другим членам семьи), требования-запреты (чего нельзя делать) и санкции со стороны родителей при невыполнении этих требований ребенком. Собственно говоря, сочетание этих параметров и определяют тип негармоничного (патологизирующего) воспитания (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., 2001).
Целью данного исследования являлось выявление превалирующего стиля (типа) воспитания в семьях переживших развод родителей. Работа проводилась с 32 семьями, в которых родители находились в состоянии развода. Исследование проводилось с помощью диагностического интервью, в рамках семейного консультирования и психотерапевтических сессий. Для выявления закономерностей и тенденций были проведены диагностические интервью в 34 семьях, в которых отсутствовали проблемы в семейных отношениях, эти семьи 
составили контрольную группу исследования. В обеих группах использовался опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., 2001). Данный опросник позволяет выявить тип семейного воспитания и причины его нарушения. 
В процессе работы с семьями были выявлены особенности по всем вышеописанным параметрам воспитания и достоверные различия по этим же параметрам при анализе данных полученных с помощью опросника для родителей «Анализ семейных взаимоотношений».
В экспериментальной группе, по сравнению с контрольной (p< 0,001), был выявлен высокий удельный вес гиперпротекции. Известно, что при гиперпротекции родители уделяют ребенку чрезмерно много времени, сил и внимания, и воспитание ребенка становится главным делом их жизни (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., 2001). Матери объясняли и комментировали свою воспитательскую позицию следующим образом. «Ребенок, единственное существо, которое по-настоящему меня любит. Поэтому, и я отдам ему всю свою любовь и все свои силы». «Воспитание ребенка - единственное важное дело моей жизни». «У меня в жизни остался только ребенок, а у ребенка я, поэтому я должна давать ему даже чуть больше, чем могу». «Я все время, думаю о своем ребенке, его здоровье, его делах, его настроении». «Мой ребенок не должен чувствовать себя существом второго сорта из-за того, что у него нет отца».
Важной особенностью семей, где родители находились в разводе, был отказ матери от требований и обязанностей для ребенка как инструмента воспитания и механизма формирования ответственности за порученное дело Это касалось, как домашних обязанностей, так и школьной работы. Этот параметр также абсолютно достоверно отличался (p< 0,001) по сравнению с контрольной группой. Матери и бабушки объясняли это так. «Мы так виноваты перед сыном, он сейчас очень переживает. Из-за этого у него и успеваемость снизилась». «Сейчас его не надо дергать, ему и так тяжело». «После нашего развода ребенок стал очень агрессивным, нервным, мне легче сделать что-то самой, чем просить об этом сына. Я не хочу конфликтов». «Сын еще маленький (10 лет). Что от него можно требовать?».
Потворствование, как важный показатель детско-родительских отношений и воспитания также превалировало в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (p< 0,05). Потворствование заключается в максимальном и некритическом удовлетворении любых потребностей ребенка (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., 2001). Чаще матерями объясняется это конкретной ситуацией развода, что «ребенок теперь лишился крепкой, здоровой семьи», отца, «ребенок жертва родительской безответственности», «сирота» и т.п. Потворствование, как компенсаторная реакция родителей проявляется в стремлении обеспечить ребёнка чрезмерным количеством разнообразных игрушек, бытовой техники, модной одежды и т.п. Иногда это «искупление вины» перед ним, иногда неосознанное стремление ослабить чувство вины - «мы - хорошие родители». Так или иначе, это является попытками ухода от эмоциональных проблем и обсуждения ситуации с ребенком, которые не только не разрешают существующие проблемы, но создают дополнительную психотравмирующую для обеих сторон ситуацию. Между тем, понимание родителями необходимости открытого обсуждения между собой проблем и переживаний ребенка, связанных с разводом, даёт возможность договориться о подходах к воспитанию, что часто становится решающим условием адекватного формирования личности ребенка. Похожий воспитательский подход в виде потворствования, как компенсаторной реакции, описано нами и при другой сложной семейной ситуации - тяжелой болезни ребенка (Шац И.К., 1989, 2010).
В процессе работы было выявлено, что в семьях после развода достоверно уменьшаются (p< 0,01) по сравнению с полными семьями круг запретов и ограничений для детей как инструмента воспитания и привития тех или иных социальных правил и установок. В семьях, где такие социальные ограничения и запреты все же существовали, дети часто легко их нарушали. Многие матери боялись строго спросить за проступки или неправильное поведение своих детей. Часто это был страх, вызванный отрицательным социальным опытом отношений с бывшим мужем, «я требовала, вот он и ушел, не хочу теперь и ребенка лишиться», или другими обстоятельствами. Приводим типичные объяснения по поводу отказа от запретов. «Как я могу что-то запрещать, если дочь все равно меня не слушает!». «Когда, что-то запрещаешь, а в ответ: «А вот, папа мне всегда разрешал». «Накричишь, а потом сама чувствуешь себя виноватой». «Запрещать, что-то сыну сейчас, когда он столько пережил? Вот пройдет какое-то время, все успокоится - тогда...».
Выявленная особенность отношений матери к запретам и ограничениям сочеталась с отказом от использования различных санкций и наказаний. Наказания использовались в этих семьях достоверно реже (p< 0,01), чем в полных семьях. Одна мама сказала «мой сын уже наказан - он лишился отца». Для иллюстрации приводим и другие типичные комментарии. «Я раньше никогда не наказывала сына, а сейчас, когда у него такой тяжелый период, тем более не буду». «Дочь, даже на замечания очень болезненно реагирует. Зачем ее сейчас еще больше травмировать?».
Таким образом, в исследованных семьях выявлены следующие особенности детско-родительских отношений: отказ от наказаний, запретов и ограничений, ограждение ребенка от домашних обязанностей и социальных нагрузок, явное преобладание гиперпротекции и потворствования. Эти особенности отношений и воспитания объясняется во многих случаях чувством вины и низкой самооценкой матерей после развода, что было выявлено в процессе оказания психологической помощи. Переживание вины и низкая самооценка были различными по силе, проявлялись в явной или завуалированной форме. Матери винили себя за то, что не смогли сохранить семью, что «не были послушными и терпеливыми женами» и т.п. Известно, что чувство вины помогает понять разницу между тем, какие мы есть, и тем, какими должны быть. Вина возникает при нарушении, истинном или мнимом, значимых для человека норм нравственности. Одновременно это и чувство невыполненного долга. Иногда переживания вины затягиваются на многие годы или всю жизнь. При оказании помощи специалисту необходимо понимать с какой виной он имеет дело. Выделяют истинную, невротическую и экзистенциальную вину (Кочюнас Р., 1999). Чаще в ситуации развода мы сталкиваемся с невротической или экзистенциальной виной.
Комбинация и выраженность вышеописанных характеристик воспитания позволяет предположить, что у обследованных семей, после развода может преобладать тип негармоничного воспитания близкий к потворствующей гиперпротекции. Подобные условия воспитания способствуют закреплению у детей эгоистической установки, неумению и нежеланию считаться с интересами и нуждами окружающих, культивируют «жажду признания» и демонстративность поведения. Такое воспитание приводит к развитию демонстративных черт личности у детей и подростков, а затем и к формированию истероидного варианта патохарактерологического развития (Ковалев В.В., 1995).. 
Анализ детско-родительских отношений, стиля воспитания в семьях, переживших развод, является важной составляющий для выработки системы психотерапевтической помощи. Полученные данные позволяют эффективно осуществлять и кризисную интервенцию в ситуации острого кризиса и строить последующую работу в рамках системной семейной терапии и семейного психологического консультирования для преодоления последствий развода родителей как кризиса и психической травмы для всех членов семьи.
Как в процессе развода, так и после распада родительской семьи на ребенка действует масса разнообразных неблагоприятных факторов, прежде всего, изменения в системе отношений со всеми членами семьи, в том числе и стиля воспитания. Эти факторы с высокой вероятностью могут являться причиной возникновения различных преходящих или более стойких отклонений и нарушений процесса формирования личности ребенка или подростка. 
Анализ стиля воспитания и его изменения после развода является основой для работы с воспитательской неуверенностью родителей по профилактике и коррекции разнообразных по тяжести и проявлениям личностных нарушений.